Геннадий Капранов: прижизненная легенда
От публикатора
Геннадий Капранов – казанский поэт, чья жизнь и смерть стали мифом. Он погиб от удара молни в 1985 году. Ему было 47 лет.
Невероятное обаяние его личности и поэзии, под которое подпадали многие окружаущие, сделало его имя еще при жизни легендарным. Публикаций было мало. Книги не выходили. Всё как у большинства порядочных людей в советское время, не ожидающих славы и признания.
Вот как пишет о Капранове казанский писатель Адель Монрес: «В его комнате умещался один большой топчан без ножек с нечесаной сожительницей, окно, печурка, ведро для бычков и батарея бутылок, которые, как мне казалось, играли роль музыкального инструмента и сопровождали любое движение хозяина веселым или печальным звяканьем. Да, конечно, в углу на полу ждала своей ночи старенькая печатная машинка и рядом были навалены расползающиеся кипы стихов, набитых мелким шрифтом. Пили, читали стихи… – всё как полагается».
Капранов окончил факультет иностранных языков казанского педагогического института. Он переводил английскую и французскую поэзию на русский язык.
Переводы почти не публиковались при жизни.
Усилиями его друзей было издано несколько сборников стихотворений поэта, каждый из которых расходился мгновенно среди читателей.
Для нас, молодых поэтов, удивительная смерть Капранова была поводом для разговоров о том, как должен умереть настоящий поэт. Каждый думал о себе и о том, как бы он хотел закончить свой земной путь. Сейчас эти разговоры представляются немного смешными. Но тогда для нас это было важно. Кто-то сказал про Капранова, что это была красивая смерть, на что Марк Зарецкий, руководитель старейшего в России литературного объединения при музее Горького, где тусовались многие казанские поэты, возразил, что красивой смерти не бывает. И, кстати, его смерть подтвердила его слова.
Юрий Кучумов, близкий друг Капранова и поэт, написал по моей просьбе эссе о Геннадии Капранове и о его последних днях.