Вормс

Александр Бараш
Александр Бараш родился в Москве. Окончил филологический факультет МГПИ. Работал учителем в средней школе, вахтером, геологом. Издавал (совместно с Николаем Байтовым) неподцензурный альманах «Эпсилон-салон» (1985–1989), редактировал журнал «Сине-фантом». В 1989 году эмигрировал в Израиль. Работает координатором отдела новостей русской службы радиостанции «Голос Израиля».

ВОРМС

Лучше всего в новом городе –
когда выходишь из терминала и втягиваешь
свет, шум и воздух привокзальной площади,
с головной болью от огромности ожидания
того, что вот совсем скоро и вообще – как будто предстоит.
Такое краткое разыгрывание — как бы объективной ситуацией –
внутреннего состояния молодости. Оно заканчивается в 30 с небольшим. Или минут через тридцать после погружения в новые улицы, парки. Сменяется
прямым залипанием в топографию.

В поисках «золотой середины» между Иерусалимом и Москвой
есть искушение прислониться к воздуху
еврейского квартала европейского городка.
Вормс, на Рейне – малая родина Нибелунгов, собора из хрестоматий
по ранней готике, Мартина Лютера и европейских евреев. Вот тут,
в этом городе окончательно и распалось –
представление о себе как о части какой-то архитектуры: боковой придел,
конек на крыше… Элемент историко-культурной системы
обнаружил, что не является частью чего бы то ни было.
Своего – вообще ничего нет. Или нет – нашего?

Мы осмотрели центральные достопримечательности,
и все партнеры остались очень довольны:
легкий фантазм с обеих сторон – видение города с привидением туриста, наложившись друг на друга, дают прекрасный экологический результат:
никаких отходов – чистая пустота.
Вот главная синагога, 11-го, что ли, века. Миква. Йешива. Здесь вроде бы учился Раши,
авторитетнейший это самое… Синагога была разрушена в Хрустальную ночь. Сейчас
реконструирована. На видном месте — списки убитых евреев –
жителей города. В последнее время по праздникам здесь даже бывают службы: приезжают
из Майнца бывшие русские евреи и раввины из Франции.
Наверно, нет ничего фальшивее – для нас, для нашей антропологии –
чем поиски подлинности.

Скамейка на краю полянки у каменной капитальной декорации синагоги. Аккуратный, с иголочки, исторический пятачок. С одной стороны,
новодел – внук беспредела. С другой, то есть именно со стороны –
все правильно, вменяемость памяти.
Ранний вечер. Его промежуточность, то ли тревожная, то ли умиротворяющая, хорошая среда
для разговоров о провале идентификаций.
Те, кто был здесь лет восемьсот назад, похоже –
говорили об этом же, на том же самом месте, во всех смыслах.
Фокус не в реконструкции материальных обстоятельств,
а в как бы самопорождении ситуации.
В состоянии.
                           .Расследование продолжается.
Продолжение расследуется.

                                                                 июль 2004

* * *
Голова в полосе отлива   …   Воздух сед и скрипит как кровать

Расскажи мне Иосиф Флавий    …     об умении выживать

Слева пальма а справа ибискус    …     Небосвод – сухой водосток

Это выход – по кругу и наискось    …     переход из стекла в песок

Золотому уменью все бросить    …     и в другом измереньи собрать

научи хитроумный Иосиф      …  — фарисейству не умирать

Я свидетель почти на халяву    …     но никак не пойму в чем здесь суть

Объясни мне Иосиф Флавий      …  как слепить прозрачный сосуд

.

Новый день – как пакет для мусора     …    чист бесцветен и пуст пока

Слева пальма а справа ибискус      …  Голова затекла как рука

Предыдущие номера
2004
1
2005
2 1
2006
2 1
2007
4 3 2 1
2008
4 3 2 1
2009
4 3 2 1
2010
3 2 1
2011
3 2 1
2012
4 3 2 1
2013
4 3 2 1
2014
2 1
2015
4 3 2 1
2016
4 3 2 1
2017
4 3 2 1
2018
4 3 2 1
2019
4 3 2 1
2020
4 3 2 1
2021
4 3 2 1
2022
4 3 2 1
2023
4 3 2 1
2024
3 2 1
Предыдущие номера