Поэт в толпе
…в наибольшей степени предопределивший новый
интонационный контур стиха, образную структуру,
язык, стихосложение русской лирики XX в.
… суггестивную поэзию потока сознания…
В.С. Баевский
1
не одолел, не превозмог
не оборвал и не оставил
не успокоился, не смог
зажмурился и жил без правил
манеж семьи, автозаслон
в колеса расписные клинья
в зените лет горячий гон
и горечь голоса полынья
в кругу стареющих родных
добропорядочен и тонок
на склоне лет он поутих
благовоспитанный ребенок
2
стих как строй рождает свои
стиховые оттенки смысла
(из «Верлибров Юрия Тынянова»)
кадры в кино не «развертываются»
в последовательном строе, постепенном порядке
они сменяются
такова основа монтажа
они сменяются, как один стих
одно метрическое единство сменяется другим
(из книги Юрия Тынянова)
3
если положение о содержательности формы
разгорячить до фанатического блеска
надо сказать, что ты содержательнее всех
(из письма Бориса Пастернака)
впервые в русскую поэзию
Фет вводит безглагольные стихи
их синтаксис, отражая становление переживания
часто противоречит грамматическим и логическим
нормам
стих получает особую суггестивность, напевность
(из Литературной энциклопедии)
в наше время
классическую коллизию «поэт и толпа»
сменило состояние «поэт в толпе»
(автоцитата)
см. также стихотворение
Льва Рубинштейна «Поэт в толпе»
4
чувствительная к букве языка
читала ты в подъездах выраженья
в которых женщина и некие движенья
несущие ей униженье
соединились на века
ты выросла, а речь вокруг звучит
из уст шофера, старика, солдата
и не стучит уже в висках от мата
но сколько требуется уваженья
и нежности
и добрых старых слов
чтоб снять с себя коросту униженья
довериться
вобрать любовь
5
три кита, на которых ныне покоится XX век
Пруст, Джойс и Кафка
еще не существовали как мифы
хотя и были живы как люди
(из воспоминаний Анны Ахматовой)
6
Здесь нет воды, ее замена – свет
И звук, который напрягает складки
Еврейских гор, скрывающих ответ
В своем безумном, неземном порядке.
Но вопросивший должен быть готов
К тому, что звук, наоборот, прервется,
А свет исчезнет, вынырнув потом
Из глубины небесного колодца,
И снова ляжет на плечи толпе,
Которая покажется тебе
Такой невероятно разноликой
(из стихов Геннадия Беззубова)
Сейчас пойму, валяясь на тахте,
как надо жить.
Вот-вот откроет знанье
мне дверь, – и очумевшей маяте
придет конец. Такое вот признанье
из уст моих выдерживает Пруст.
(из стихов Татьяны Мартыновой)
7
если ситуация
рассматривается как реальная
она реальна по своим последствиям
8
паренье тел, в которых дрожь
сменилась благостью покоя
венком словесным не увьешь
а только музыкой
такое
паренье было нам дано
когда тяжелое вино
любовь в тела переливала
с движеньем тела оживала
душа
и нимбом осеняла
то, что назвать немудрено
9
лирика стала настолько индивидуальной
и чуждой общих мест
что ей нужны теперь
и типы женских музыкальностей…
и вот потревоженный ум, видя, что к новой поэзии
не подходят готовые формулы
милые для него в самой своей опошлелости
спешит окарикатурить, если не алиенировать
все, что не поддается переводу на его служилую речь
(из текстов Иннокентия Анненского)
10
твоя квартирка на Морской
завязана в дорожный узел
направо – магазин складской
налево – сауна с джакузи
в закрытой на замок стране
ты чтил изъятые страницы
и роясь в книжной старине
стальные нарушал границы
среди бумажной шелухи
ты находил мне Гумилева
и ты любил мои стихи
за точно сказанное слово
и дальше строки не тебе
а страсти выйти за пределы
нацеленности на побег
которая и мной владела
11
стихи попадают в печать
и в точках, расставленных с толком
себя невозможно признать
бессонниц моих кривотолкам
и это не книга моя
а в дальней дороге без весел
идет по стремнине ладья
что сам я у пристани бросил
и нет ей опоры верней
чем дружбы неведомой плечи
минувшее ваше, как свечи
до встречи погашено в ней
(из стихов Арсения Тарковского)
12
радует словесная прелесть
этих строк
и смыслы
высекаемые их близостью
и Пушкин был не красавец
а как писал
(ударение на втором слоге)